Проблема толерантности. Сочинение по тексту Сорина для ЕГЭ

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4

Текст

(1)Есть слово, сегодня довольно модное, — «толерант­ность». (2)Именно толерантность, а не терпимость, что было бы по-русски. (З)При выяснении того, чем толерантность лучше нашей родной терпимости, приходится согласиться, что российская терпимость наша ассоциируется с народным «долготерпением» и «бессмысленным вечным испугом», о котором писал Н.А. Некрасов. (4)Иноязычная же «толе­рантность», обозначая то же понятие, раскрывает двери сво­бодному приятию чужих ценностей, делает нас ответствен­ными за свои выборы и предпочтения гражданами.

(5)Сегодня нам нужно быть толерантными, нужно изучать свое наследие и принимать чужое. (б)Нужно быть воистину детьми XXI века. (7)Чтобы избавиться от националистиче­ских предрассудков и ненависти, чтобы повернуться к миру с доверием, необходимо обратиться к собственным истокам. (8)И здесь целесообразно вновь вспомнить о Пушкине.

(9)Думается, что современность Пушкина, его близость к нам сегодняшним выражается, кроме прочего, в том, что, читая его, общаясь с ним, мы приобретаем ту самую толе­рантность, без которой не существует позитивного видения современности. (10)По идее это качество должно быть близ­ко и понятно всем россиянам, столетиями живущим в мно­гонациональной стране. (11)На деле же его нам весьма часто не хватает.

(12)Да, безусловно, Пушкин — национальный гений. (13)Однако, будучи человеком высочайшей культуры и об­разованности, он создавал образы и ситуации из самых раз­личных культур и эпох. (14)Откроем хотя бы «Каменного гостя» — перед нами предстанет Испания с ее чисто испан­ским колоритом и духом. (15)Возьмем «Сцены из рыцар­ских времен» — мы мгновенно попадем в средневековую Германию, и с нами будут разговаривать немцы, с прису­щим только им образом мышления и поведения. (16)«Пир во время чумы» перенесет нас уже в Англию, а «Песни за­падных славян» — в Сербию. (17)«Подражание Корану» по­ражает проникновением в психологию человека, кровно связанного с мусульманским Востоком. (18)«Бахчисарай­ский фонтан» — это поэтически воспетый татарский Крым, а в поэме «Цыганы» мы впервые в нашей жизни узнаем о прекрасном кочевом племени вольных людей, для которых нет законов, но которые «робки и добры душою».

(19)Тот факт, что Пушкину были не чужды иные куль­туры, что они вдохновляли его, поражали, побуждали к творческому поиску, говорит о том, что для него не сущест­вовало примитивного деления людей на «своих» и «чужих». (20)Напротив, мы наблюдаем у Пушкина открытый интерес к новому, еще недостаточно познанному, способность вжить­ся в иную психологию, как бы сегодня сказали, — ментали­тет, и виртуозно передать его в таких красках и в такой форме, которые позволяют нам видеть живых людей — немцев, испанцев, французов, итальянцев, арабов — в спе­цифическом, свойственном их эпохе и нации окружении.

(21)Вспомним лишь один отрывок из «Подражания Ко­рану»:

Клянусь четой и нечетой, Клянусь мечом и правой битвой, Клянуся утренней звездой, Клянусь вечернею молитвой...

(22)Мужайся ж, презирай обман, Стезею правды бодро следуй, Люби сирот, и мой Коран Дрожащей твари проповедуй.

(23)Студенты из арабских стран, изучающие русский язык, говорили мне, что в этих стихах очень точно передан ритм и дух мусульманской молитвы.(24) Воистину великие национальные поэты интернациональны.

(25)Именно поэтому памятники Пушкину стоят во мно­гих городах мира, и особенно их много в Европе. (26)Евро- пейцы считают Пушкина своим вовсе не потому, что он был недостаточно русским, а потому, что он был подлинно все- человеком, не приемлющим великодержавное чванство, не­нависть и гордыню. (27)Действительно, гений Пушкина объединяет народы, заставляет ощущать свою сопричаст­ность единому духовному началу как источнику света.

(28)Гоголь был, безусловно, прав: Пушкин — человек будущего, и нам еще далеко до его разумного, заинтересо­ванного, открытого и творческого отношения к другим на­родам и культурам.

(29) Националистически настроенные силы, делая из Пушкина чуть ли не икону, часто не понимают, что он бы их никогда не поддержал, ибо путь «спасения России» пу­тем насильственного и мстительного избавления от «чуж­дых», «пришлых», «понаехавших» абсолютно не соответст­вует светлому и для всех открытому гению Пушкина.

(30) Пушкин сближает народы и объединяет людей. (31)Думаю, что и вся великая литература и искусство спо­собствуют этому. (32)И если бы люди больше читали, если бы они изучали историю и культуру (хотя бы своей стра­ны), они бы стали терпимее друг к другу. (ЗЗ)Не происхо­дит этого во многом оттого, что, как говорил наш великий поэт, «мы ленивы и нелюбопытны». (34)Однако личность Пушкина преодолевает этот недостаток, учит нас толерант­ности и чуткому отношению к другим народам и цивили­зациям.

(АЛ. Сорин)

Сочинение

Автор статьи, историк А.А. Сорин, поднимает проблему толерантности, полагая, что она является чрезвычайно ак­туальной в наше драматичное время.

Автор считает, что понятие «толерантность» вошло в рус­ский язык потому, что оно означает свободное принятие че­ловеком чужих культурных ценностей и позитивное к ним отношение. А.А. Сорин убежден, что творчество наших вели­ких современников, и прежде всего А.С. Пушкина, показы­вает достойный пример толерантности. Журналист подчерки­вает, что, будучи высокообразованным человеком, наш великий поэт «создавал образы различных культур и эпох». При этом он гениально вживался в чужой менталитет и мас­терски передавал его читателю. Для автора статьи важно, что в личности Пушкина не было национализма и ненависти к другим, напротив, он имел живой, непритворный интерес к представителям разных народов, их традициям.


Главная мысль текста заключается в том, что мы долж­ны читать классику, в том числе произведения А.С. Пуш­кина, и стремиться воспринять ее нравственные общечело­веческие идеи, стараться следовать им.

Соглашаясь с автором, отмечу, что образование и культу­ра способствуют воспитанию личности человека, делают его толерантным и открытым всему миру гражданином, воспри­нимающим как свои, так и чужие духовные ценности.

Справедливость высказанной точки зрения подтвержда­ется аргументами из литературы и публицистики.

Обратимся к статье Д.С. Лихачева «Агрессивность безду­ховности», в которой крупный ученый и общественный дея­тель предлагает нам обратиться к русской классике, по­скольку она содержит колоссальный духовный потенциал и делает человека добрее, благороднее.

Другим примером может служить главный герой романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» — Юрий. Образ героя, соз­данный Пастернаком, — это образ чрезвычайно образован­ного человека, открытого миру, людям, всей Вселенной. Ге­рой Пастернака — творческая личность, поэт, не понятый современниками, но вписавший свое имя в вечность. Юрий Живаго — это образец толерантности, образец духовности.

Таким образом, опыт великой русской литературы учит нас: будьте толерантными и открытыми людьми, это сделает вашу жизнь ярче, добрее, богаче.

Похожие статьи