Проблема роли книги в жизни человека. Сочинение по тексту Ю. Олеша для ЕГЭ

 

Проблема роли книги в жизни человека

Текст

(1) Тысячи лет живет секвойя; говорят, еще никто не ви­дел, чтобы она умирала; можно думать, что в мире деревьев она бессмертна.

(2) Секвойя человеческого мира — книга. (3)А может быть, лучше назвать ее фениксом? (4)Она тоже воскресает — из пепла. (5)Ее бессмертие надежнее.

(6)Но если книга бессмертнее самых долголетних и могу­чих деревьев, то, видно, потому, что ее питает источник, живительной силе которого могут позавидовать Солнце и Земля, хотя он ими и создан. (7)Имя этого источника — че­ловеческий дух. (8)Или — человеческое самосознание...

(9) Благодаря этому высшему божеству книга и стала жи­вой, бессмертной реальностью человеческого мира: может разрушиться камень с первоначальными письменами, ист­леть пергамент и кожа — мысли и чувства, выраженные в них, переходят навечно в человеческую память, с ними ро­ждаются новые поколения...

(10) 0 человеке можно часто судить по тому, как он берет в руки новую или редкую книгу: детски бережно, как бы боясь осыпать пыльцу с ее нежно-радужных крыльев, или небрежно-уверенно, как берут не живое существо, а вещь.

(И)Когда ты раскрываешь книгу, рождается чудо обще­ния, которое безмерно расширяет твою жизнь, делает ее безбрежно-большой — морем, куда, как корабли, выплыва­ют века и судьбы. (12)Книга, подобно искре, соединяет два мира: «было» и «будет». (13)И ты сам — эта искра, когда читаешь...

(14)...Подумаем о том, в чем смысл нашего общения с искусством, литературой. (15)А он, во-первых, в том, что мы начинаем наслаждаться богатством собственной лично­сти, которое нам вдруг открывается. (16)Это бесконечно да­леко от эгоизма, от погружения в себя; это — постижение в себе того нового, высокого, что раньше было как бы «за­шторено», ощущение, что ты на самом деле лучше и чище, чем сам о себе думаешь. (17)Нам будто бы дарят, возвраща­ют наше собственное «я», но углубленным и обогащенным.

(18) Но это не все: смысл общения с литературой, искус­ством и в том, что мы делаемся богаче еще на одну жизнь, на жизнь художника, который это создал.

(19) Я написал сейчас «еще на одну жизнь». (20)Но нет! (21)Не на одну, а на миллион жизней, потому что художник выразил, высказал то, — что волновало миллионы его со­временников. (22)В его симфонии, картине, романе: надеж­ды, тоска, боль, радость миллионов людей. (23)Поэтому и становимся мы богаче на миллион жизней — наше сердце и наш ум наполняются духовным опытом веков и поколений.

(Ю. Олеша )

Сочинение

Известный писатель Ю. Олеша рассуждает о проблеме роли книги в жизни человека.

Говоря о том, что книга бессмертна, автор называет ее фениксом (в истории известны многочисленные попытки уничтожить книгу) и секвойей человеческого мира, подчер­кивая, что написанное в книгах может пережить сам мате­риальный объект, поскольку остается в народной памяти. Мое внимание привлекают слова Ю. Олеши о том, что, чи­тая, мы многое открываем в себе: «... Это — постижение в себе того нового, высокого, что раньше было как бы «за­шторено», ощущение, что ты на самом деле лучше и чище, чем сам о себе думаешь». Наверное, автор имел в виду, что читатель видит себя в произведениях. Действительно, мы усваиваем опыт тех, кто познал что-то в мире раньше нас, рассмотрел внимательнее, понял точнее. Я задумался, что могут значить слова писателя о том, что «книга, подобно искре, соединяет два мира: «было» и «будет». Возможно, он считал, что благодаря книге мы можем общаться с теми, кто жил до нас, узнавать о том, что их тревожило и радова­ло, видеть мир их глазами. Наша жизнь обогащается опы­том поколений. В свою очередь, мир, отраженный в книгах, мы можем передать потомкам. И в связи с этим позиция ав­тора для меня очевидна: книга передает нам опыт, источник которого — «человеческий дух». Я согласен с этим.

Еще я согласен с тем, что люди по-разному относятся к книгам. В произведениях русской литературы встречаются герои, которые черпают из книг знания и жизненную силу (героиня пьесы М. Горького «На дне» Настя; Татьяна Лари­на из романа в стихах А.С. Пушкина и др.). Но есть и ге­рои, не читавшие книг, а потому деградировавшие: Манилов из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», у которого долгое время лежит книжка, заложенная закладкой на четырна­дцатой странице; Фамусов из комедии А.С. Грибоедова «Го­ре от ума», который предлагал «собрать все книги бы да сжечь»; Обломов из одноименного романа И.А. Гончарова, хранивший на полке две-три книги, пожелтевшие и покры­тые пылью, да прошлогодний «нумер» газеты.

Читая текст Ю. Олеши, я подумал, что для меня такой книгой, которая обогатила мою жизнь и представление о ми­ре, стал роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказа­ние». В ней я нашел и сведения о жизни Петербурга девятна­дцатого века, и историю о любви и прощении, и детективный сюжет, и великое наставление тем, кто пытается провести в жизнь теории превосходства одного человека над другим, и тему совести. Думаю, у каждого образованного человека должна быть такая книга, которая заставляет думать о жизни и постигать себя и весь мир через авторское слово.

Похожие статьи